Регистрация
Имя: Пароль:
Забыл пороль

Что делать если пришла проверка из Службы защиты прав потребителей?

Порядок проведения проверок службой защиты прав потребителей регулируется нормативным актом под названием «Порядок проведения проверок у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, качества продукции, соблюдения обязательных требований по безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг. »(утв. Приказом Мин. экономического развития и торговли Украины 07.03.2012 № 310.)

Направления на проведение проверки подписывается руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа по вопросам защиты прав потребителей (с указанием его фамилии, имени и отчества) и удостоверяется гербовой печатью. В направлении на проведение проверки указываются: серия, порядковый номер, а также порядковый номер в соответствии с нумерацией записей в журнале регистрации направлений.

В направлении на проведение проверки указываются:

  • наименование органа по вопросам защиты прав потребителей, проводит проверку;
  • наименование субъекта хозяйствования и / или его обособленного подразделения или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, в отношении деятельности которого проводится проверка;
  • местонахождение субъекта хозяйствования и / или его обособленного подразделения, о деятельности которого проводится проверка;
  • номер и дата приказа, во исполнение которого проводится проверка;
  • перечень должностных лиц, участвующих в проведении проверки, с указанием их должностей, фамилий, имен и отчеств;
  • дата начала и дата окончания проверки;
  • тип проверки (плановая или внеплановая)
  • основания для проведения проверки;
  • предмет проведения проверки;
  • информация об осуществлении предварительного мероприятия контроля (тип мероприятия и срок его осуществления).

Должностные лица при проведении проверки имеют право:

  • беспрепятственно посещать и обследовать в соответствии с законодательством производственные, складские, торговые и другие помещения субъектов хозяйствования;
  • отбирать у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, образцы товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проведения проверки их качества на месте или независимой экспертизы в соответствующих лабораториях и других учреждениях, аккредитованных на право проведения таких работ в соответствии с законодательством;
  • проводить контрольные проверки правильности осуществления расчетов с потребителями;
  • получать безвозмездно от субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, копии необходимых документов, характеризующих качество продукции, сырья, материалов, комплектующих изделий, используемых для производства такой продукции;
  • употреблять в установленном порядке предусмотренные законодательством меры к субъектам хозяйствования, которые допустили нарушение прав потребителей, и вносить соответствующие предложения по их дальнейшей деятельности и привлечения к ответственности виновных в нарушении прав потребителей согласно действующему законодательству.

Субъект хозяйствования во время проведения должностными лицами проверки имеет право:

  • требовать от должностных лиц соблюдения требований законодательства Украины при осуществлении ими государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей;
  • проверять наличие у должностных лиц служебного удостоверения и получать копии направления на проведение проверки;
  • присутствовать при проведении проверки;
  • знакомить должностных лиц с перечнем сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, и требовать их неразглашении;
  • получать и знакомиться с материалами проверки в порядке, определенном действующим законодательством;
  • давать в письменной форме свои объяснения, замечания или возражения, которые прилагаются к акту проверки;
  • обжаловать в установленном законодательством порядке неправомерные действия органов по вопросам защиты прав потребителей и их должностных лиц при проведении проверок и выданные предписания о прекращении нарушений прав потребителей;
  • не допускать должностных лиц к проведению проверки, если:
  • она проводится с нарушением требований относительно периодичности осуществления мероприятий государственного надзора (контроля), предусмотренных законом;
  • должностное лицо не предоставило копий документов, предусмотренных Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" Или если предоставленные документы не соответствуют требованиям настоящего Закона;
  • должностные лица не предъявили до начала проверки служебного удостоверения и направления на проведение проверки;
  • субъект хозяйствования не получил уведомление о проведении плановой проверки.

Органы по вопросам защиты прав потребителей и их должностные лица при проведении проверок обязаны:

  • полно, объективно и беспристрастно осуществлять государственный надзор (контроль) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством;
  • соблюдать деловой этики во взаимоотношениях с субъектами хозяйствования;
  • НЕ вмешиваться и не препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля), если это не угрожает жизни и здоровью людей, не вызывает опасности возникновения техногенных ситуаций и пожаров;
  • обеспечивать неразглашение коммерческой тайны субъекта хозяйствования, становится доступной должностным лицам в ходе проведения проверок;
  • ознакомить руководителя субъекта хозяйствования или его заместителя, или уполномоченное ими лицо результатам проверок в сроки, предусмотренные законом;
  • предоставлять по вопросам, относящимся к их компетенции, субъекту хозяйствования консультационную помощь по осуществлению государственного надзора (контроля).

Органы по вопросам защиты прав потребителей на письменный запрос субъекта хозяйствования предоставляют ему письменные консультации по вопросам проведения проверок относительно требований, соблюдение которых проверяется.

Субъект хозяйствования при проведении проверок обязан:

  • допускать должностных лиц к проведению проверок при условии соблюдения порядка осуществления государственного надзора (контроля), предусмотренного Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" , Настоящим Порядком, другими нормативно-правовыми актами;
  • выполнять требования органа по вопросам защиты прав потребителей и его должностных лиц по устранению выявленных нарушений требований законодательства;
  • предоставлять документы, образцы продукции, объяснения, справки, сведения, материалы по вопросам, возникающим при проведении проверок в соответствии с законом;
  • получать экземпляр предписания или акта органа по вопросам защиты прав потребителей по результатам проведенного планового или внепланового мероприятия.

Органы по вопросам защиты прав потребителей, их должностные лица и субъекты хозяйствования имеют право фиксировать процесс проведения проверок или каждое отдельное действие средствами аудио- и видеотехники, не препятствуя проведению такой проверки.

При проведении проверок должностные лица обязаны хранить коммерческую тайну предприятия. Информация, доступ к которой ограничен законом, полученная должностным лицом во время проведения проверки, может использоваться исключительно в порядке, установленном законом. Органы по вопросам защиты прав потребителей обеспечивают специальный режим защиты и доступа к информации, являющейся коммерческой тайной, согласно требованиям закона.

Порядок проведения проверок

1. Перед началом проверки субъекта хозяйствования должностные лица, проводящие проверку, предъявляют руководителю субъекта хозяйствования или уполномоченному им лицу направление и служебное удостоверение, удостоверяющее должностное лицо, и предоставляют субъекту хозяйствования копию направления на проверку, а также информируют этих лиц о цели проверки.

2. Должностные лица, проводящие проверку, от руководителя (собственника) предприятия (лица, его замещающего) получают сведения относительно характеристики субъекта хозяйствования, в том числе по: наименование; местонахождение; номера телефона (факса) фамилии, имя и отчество руководителя (владельца) разрешительных документов на осуществление определенного вида деятельности; режима работы; выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей; свидетельства о регистрации налогоплательщика; данных о банковских реквизитах.

3. Должностные лица, проводящие проверку, в зависимости от вида деятельности предприятия и задания на проверку проверяют и анализируют состояние соблюдения требований законодательства при приобретении, заказа или использования потребителями продукции, реализуемой на территории Украины.

4. При проведении внеплановой проверки устанавливаются обстоятельства, которые привели к нарушению требований законодательства о защите прав потребителей.

5. В случае создания препятствий должностным лицам в проведении проверки качества продукции, а также правил торгового и других видов обслуживания составляется соответствующий акт, в котором фиксируется факт создания препятствий в проведении проверки.

6. Проверки проводятся должностными лицами на основании приказа соответствующего органа по вопросам защиты прав потребителей, который должен содержать наименование субъекта хозяйствования, в отношении которого будет осуществляться мероприятие, и предмет проверки.

7. Перед проведением плановой проверки соответствующий орган по вопросам защиты прав потребителей направляет субъекту хозяйствования письменное уведомление о проведении плановой проверки не позднее чем за десять дней до дня ее проведения.

Сообщение должно содержать:

  • дату начала и дату окончания проведения плановой проверки;
  • наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, в отношении деятельности которых проводится проверка;
  • наименование соответствующего органа по вопросам защиты прав потребителей.

Уведомление направляется заказным письмом или телефонограммой за счет средств соответствующего органа по вопросам защиты прав потребителей или вручается лично руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования под расписку.

Срок проведения плановой проверки не может превышать пятнадцати рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства - пяти рабочих дней, если иное не предусмотрено законом.

Продление срока проведения плановой проверки не допускается.

Внеплановые проверки субъектов хозяйствования проводятся должностными лицами по следующим основаниям:

  • представление субъектом хозяйствования письменного заявления в соответствующий орган по вопросам защиты прав потребителей об осуществлении проверки по его желанию;
  • выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, представленных субъектом хозяйствования;
  • проверки выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых проверок органом по вопросам защиты прав потребителей;
  • обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Внеплановая проверка в этом случае осуществляется при наличии согласия на проведение внеплановых мероприятий по осуществлению государственного контроля Госпотребинспекции Украины ( приложение 1 )
  • непредставление в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, которые препятствовали представлению таких документов;
  • наступления аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования.

Внеплановая проверка субъекта хозяйствования за один и тот же период, по одному и тому же предмету, на одном и том же основании не допускается. В случае поступления нескольких жалоб на предприятия по одному и тому же поводу внеплановая проверка проводится один раз.

При проведении внеплановой проверки выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для ее осуществления, с обязательным указанием этих вопросов в направлении на проведение проверки.

Должностные лица должны ознакомить субъекта хозяйствования с основанием проведения внеплановой проверки и предоставить ему копии соответствующего документа.

Срок проведения внеплановой проверки не может превышать десяти рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства - двух рабочих дней, если иное не предусмотрено законом.

Продление срока проведения внеплановой проверки не допускается.

Порядок оформления материалов проверки

По результатам проведенной проверки должностными лицами в случае выявления нарушений требований законодательства составляется акт, который должен содержать следующие сведения:

  • дату составления акта;
  • тип проверки (плановая или внеплановая)
  • предмет проверки;
  • наименование органа по вопросам защиты прав потребителей, а также должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, которое провело проверку;
  • наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, в отношении деятельности которых проводилась проверка.

При описании выявленных нарушений требований законодательства должны быть указаны нормативно-правовые акты или нормативные документы, требования которых нарушены, их полное наименование и регистрационный номер.

Содержание нарушения должен быть конкретизирован и изложенный в соответствии с нормами законодательства.

Произвольное изложение или трактовка требований нормативно-правовых актов и документов не допускается.

Описание нарушений заканчивается аргументированными выводами со ссылкой на соответствующие законодательные, нормативно-правовые акты и нормативные документы.

Акт составляется в двух экземплярах:

  • первый остается в органе, который провел проверку;
  • второй передается под подпись субъекту хозяйствования, деятельность которого проверялась.

В случае необходимости к акту проверки прилагаются вложенные листы с указанием номера листа, номера акта проверки и даты проверки, которые являются его неотъемлемой частью.

В случае если проверкой установлено реализацию продукции, качество которой не соответствует требованиям нормативно-правовых актов или документов и / или которая реализовывалась с нарушением требований законодательства о защите прав потребителей, в обязательном порядке заполняется соответствующее приложение к акту проверки, в котором проставляются номер и дата составления акта.

С целью недопущения возможности дополнительных записей записи в акте проверки ведутся на всем поле листа. Незаполненные места в акте, на заключенных листах перечеркиваются значком "Z". Использование сокращений, кроме общепринятых аббревиатур, не допускается.

Исправления в акте и на заключенных листах допускаются только при условии их согласования подписью лиц, участвующих в проверке.

На основании акта, составленного по результатам проведения проверки, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства, должностным лицом, проводившим проверку, дается руководителю субъекта хозяйствования предписание об устранении нарушений.

Предписание - это обязательное для выполнения в определенные сроки письменное требование должностного лица к субъекту хозяйствования по устранению нарушений законодательства. Предписание не предусматривает применения санкций к субъекту хозяйствования.

Мероприятия в предписании руководителю субъекта хозяйствования, направленные на обеспечение субъектом хозяйствования надлежащих условий своей деятельности в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и документов, должны быть сформулированы конкретно и в сжатой форме.

Сроки выполнения предписания определяются в каждом конкретном случае, исходя из реальных возможностей субъекта хозяйствования, условий его деятельности и количества и характера нарушений.

К акту проверки могут прилагаться документы, копии документов, акты об отборе образцов, объяснения и т.п., которые являются его неотъемлемой частью.

Два экземпляра акта в последний день проверки подписывают должностные лица, проводившие проверку, и субъект хозяйствования или уполномоченное им лицо.

Наряду с подписью лиц указываются их фамилии и инициалы.

Представитель субъекта хозяйствования (руководитель, лицо, его замещающее, а в случае их отсутствия - лицо, реализующее продукцию) вправе при подписании акта письменно предоставить свои объяснения, замечания или возражения к акту, которые являются его неотъемлемой частью . В случае отказа подписать акт должностное лицо территориального органа, проводившего проверку, делает запись в акте о том, что указанное лицо ознакомлено с содержанием акта и от его подписи отказалась.

В случае отказа представителя субъекта хозяйствования от подписи, подтверждающей получение акта для вручения руководителю субъекта хозяйствования, его копия в течение трех рабочих дней после регистрации направляется по почте с уведомлением о вручении по местонахождению субъекта, деятельность которого проверялась.

По результатам проверки согласно выявленных нарушений должностными лицами, проводившими проверку, принимаются решения о:

1. Составление протокола о совершении административного правонарушения. Протокол о совершении административного правонарушения составляется в порядке, определенном Кодексом Украины об административных правонарушениях .

2. Запрет реализации продукции в случае:

  • отсутствия документов, удостоверяющих ее соответствие требованиям нормативных документов, соблюдение которых в соответствии с законодательством является обязательным;
  • отсутствия сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия такой продукции, если она внесена в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;
  • ввоз такой продукции на территорию Украины без документов, подтверждающих ее надлежащее качество;
  • когда срок годности продукции не указан или указан с нарушением требований нормативных документов, соблюдение которых в соответствии с законодательством является обязательным, или когда такой срок истек;
  • когда продукция является фальсифицированной.

3. Прекращение субъектами хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, реализации и производства продукции, не соответствующей требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов, соблюдение которых в соответствии с законодательством является обязательным, до устранения выявленных недостатков.

По результатам проверки согласно выявленных нарушений руководителем органа по вопросам защиты прав потребителей или его заместителем принимаются решения о:

1. Издание субъекту хозяйствования обязательного для выполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей.

2. Временное прекращение деятельности субъектов хозяйствования (секций, отделов), складов предприятий оптовой и розничной торговли и организаций независимо от формы собственности, которые систематически реализуют товары ненадлежащего качества, нарушают правила торговли и предоставления услуг, условия хранения и транспортировки товаров, - до устранение выявленных недостатков.

3. Опломбировка производственных, складских, торговых и других помещений субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, а также неисправных, с неправильными показаниями, с поврежденным поверочным клеймом или без него или с таким, срок действия которого истек, средств измерительной техники, с помощью которых осуществляется обслуживание потребителей.

4. Представление в суд иска о защите прав потребителей.

5. Передача материалов проверки в отношении действий лиц, содержащих признаки преступления, органам дознания или досудебного следствия.

6. Наложение на виновных лиц административных взысканий и применения административно-хозяйственных санкций.

Акт проверки снимается с контроля после получения информации о зачислении суммы административных или финансовых взысканий в бюджет и / или письменного подтверждения о выполнении предписания по устранению выявленных нарушений.

В случае, если субъект хозяйствования своевременно не предоставил письменного подтверждения о выполнении предписания по устранению выявленных нарушений или не выполнил такое предписание, руководителем органа по вопросам защиты прав потребителей принимается решение о проведении повторной проверки.

По результатам повторной проверки принимаются предусмотренные законодательством соответствующие решения.

юридический помощник юридический помощник

» Юридическим лицам и СПД »
12,064 просмотров