Регистрация
Имя: Пароль:
Забыл пороль

Что считать высшим юридическим образованием?

- предложение целенаправленной, научно обоснованной методологической основы правового образования в Украине;

- определение путей совершенствования законодательства, улучшать качество правового образования;

- устранение негативных тенденций, возникающих в результате ненадлежащего регулирования правового образования;

- обеспечение участия в регулировании правового образования наряду с Министерством образования и науки Министерства юстиции, органов самоуправления юридических профессий и органов самоуправления правовых школ;

- утверждение понимания юридической профессии как профессионально независимой, направленной на защиту и прав человека, и поддержание правосудия;

- обеспечение качественной правового образования;

- обеспечение качественного и прозрачного оценивания уровня квалификации выпускников юридических школ;

- обеспечение качественных научных исследований в области права;

- содействие в становлении финансовой, организационной, академической и кадровой автономии юридических школ и университетов в целом.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов оказалось понимание понятия высшего юридического образования. Во многом это связано с внесением соответствующих изменений в Перечень отраслей знаний и специальностей, по которым осуществляется подготовка соискателей высшего образования. 19 января в МОН состоялся круглый стол на тему: «Отраслевое позиционирования образовательных специальностей« Право »,« Международное право »и« Правоохранительная деятельность »в системе высшего образования» [2]. Дискуссия развернулась вокруг предложения предоставить право занимать должности или осуществлять виды деятельности, квалификационные требования к которым предусматривают наличие полного высшего или высшего юридического образования, лицам, получившим высшее образование не только по специальности «Право», но также по специальностям «Международное право» и « правоохранительная деятельность ». Острота проблемы связана и с тем, что высшие учебные заведения должны вовремя подготовиться к проведению приема по обновленным перечнем специальностей в 2017 году.

Основное внимание было сосредоточено на двух вопросах. Во-первых, у КМУ полномочия предоставлять указанные права своим постановлением. Многие авторитетные правоведов считают, что это является компетенцией Верховной Рады, а не Кабинета министров Украины. Во-вторых, насколько корректно относить последние две специальности в юридического образования. Не будучи правоведом, не буду касаться специальных аспектов этого обсуждения. Но дискуссия, состоявшейся свидетельствует, что значительная часть ее участников выходит из традиционных для постсоветских стран представлений о высшем образовании, ее регулирования государством, понимание понятия специальности, и не учитывает изменения, обусловленные реформированием высшего образования в Украине и тенденции ее развития в современном мире.

По мнению части специалистов, содержание образования по специальностям «Международное право» и «Правоохранительная деятельность» не дает возможности сформировать компетентности, необходимые на должностях, требующих высшего юридического образования. Но этот вывод базируется на предыдущей практике. По новому законодательству обязательные компетентности имеют задавать пока еще не созданы стандарты высшего образования по специальностям. Поэтому сегодня нет оснований для таких утверждений. Более корректным было бы другую формулировку - возможно в одном стандарте совместить требования к компетентности нужных тем специалистам, ради подготовки которых созданы специальности «Международное право» и «Правоохранительная деятельность», с компетенциями, необходимыми специалистам, для которых законодательство требует наличия высшего юридического образования. Скорее всего, это будет трудно (или вообще невозможно) сделать. То есть результат будет тот же. Но не из-волевое решение Кабинета Министров или давление одних или других групп интересов, а потому, что специалисты, которые отвечают за подготовку стандартов, сами придут к выводу, что обязательные требования, например, к правоохранителям невозможно совместить с обязательными требованиями к специалистов, по законодательству должны иметь высшее юридическое образование. Подтверждением такого мнения есть проекты стандартов по специальности «Правоохранительная деятельность», опубликованные на сайте МОН Украины. Они ориентированы на подготовку специалистов по оказанию полицейских услуг и не предусматривают получения компетенций, необходимых для работы в основных отраслях права.

При доработке Концепции следует принять во внимание и то, что специальности «Международное право» и «Правоохранительная деятельность» сегодня принадлежат не к области знаний 08 - «Право», а к другим отраслям знаний. Это, в частности, означает, что классические юристы будут иметь ограниченные возможности влияния на содержание стандартов высшего образования, и практически не будут привлечены к оценке результатов обучения и аккредитации образовательных программ и специализированных ученых советов для указанных специальностей.

При проектировании стандартов юридического образования следует учесть опыт других стран. К примеру, в Англии и Уэльсе типичными составляющими подготовки юристов [3, 4]:

- публичное (конституционное и административное) право;

- право Европейского Союза;

- процессуальное законодательство включая законодательством по доведению;

- уголовное право;

- обязательственном праве (контракты, возмещение убытков, нарушение законных прав);

- право собственности (недвижимость)

- трастовое законодательство и справедливость;

- деликтное право.

Канцлерский суд. Лондон. Начало XIX в. [5]

Украинская практика существенно отличной. Из-за попытки охватить как можно больший круг потенциальных абитуриентов украинские вузы в последнее время постоянно расширяли содержание образования по специальностям «Право», «Правоохранительная деятельность», «Международное право». Поэтому граница между ними размывалась и становилась все более условной. Этому способствовало и то, что по предварительному перечню специальностей [6], который утратил силу в 2015, специальности «Правоохранительная деятельность» и «Международное право» считались предоставляют высшее юридическое образование. Прием по новому перечню специальностей [7] впервые состоялся только в этом году, а подготовка тех, кто поступил учиться раньше, будет продолжаться еще несколько лет. Но и для специальностей нового перечня сегодня из таблицы соответствия сохраняют силу нормы, по которым они предоставляют возможность получить высшее юридическое образование. Поскольку закон в данном случае не имеет обратной силы, любые изменения понимание высшего юридического образования, могут касаться только поступающих последующих лет.

Через существующие исторические традиции и реалии мы иногда существенные отклонения от европейских практик в классификации образовательных программ. Или все возможные специализации по «правоохранительной деятельности» можно считать соответствующими детализированной области МСКО 1032 - Protection of persons and property (Отрасль 13 - Services)? Вероятно, нет. Другой вопрос - есть, скажем, принципиальная разница в требованиях к образовательным программам, по которым могут готовиться будущие следователи и прокуроры? Но подготовка значительной части следственных осуществляется по специальности «Правоохранительная деятельность», а прокуроров предлагается готовить в рамках специальности «Право».

В 2016 прием по специальности «Правоохранительная деятельность» осуществляли несколько университетов внутренних дел (Днепропетровский, Луганский, Одесский, Харьковский), а также Национальная академия Государственной пограничной службы Украины, Тернопольский национальный экономический университет Межрегиональная академия управления персоналом. При этом четкого разграничения квалификации выпускников различных специальностей во многих из этих вузов нет. В частности, Национальная академия Государственной пограничной службы Украины предоставляет выпускникам специальности «Право» квалификация «Бакалавр права, офицер управления основными подразделениями охраны государственной границы. Дополнительное профессиональное направление - офицер оперативно-розыскных органов », а выпускникам специальности« Правоохранительная деятельность »- квалификация« Бакалавр правоохранительной деятельности, офицер управления основными подразделениями охраны государственной границы. Дополнительное профессиональное направление офицер оперативно-розыскных органов »[8].

Согласно временным стандартом подготовки бакалавров по специальности «Право» в Харьковском национальном университете им. В.Н. Каразина, выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в сфере права, юстиции и правосудия, охраны общественного порядка и безопасности и др. Они могут занимать, в частности, такие первичные должности: ответственный секретарь коллегии судебной; государственный исполнитель; конторский (офисный) служащий (страхование) секретарь судебного заседания; секретарь суда; помощник адвоката; помощник нотариуса; помощник судьи; помощник юриста; помощник частного детектива; участковый инспектор милиции; инспектор (органы внутренних дел); инспектор по дознанию; оперуполномоченный; ответственный (старший) по корпусу (корпусном отделению) (пенитенциарная система) инспектор (пенитенциарная система) (с дипломом бакалавра); инструктор по профессиональной подготовке (пенитенциарная система) [9]. Аналогичный временный стандарт подготовки магистров по специальности «Право» предполагает, что выпускники могут [10] работать на должностях специалистов в области правоохранительной деятельности, в частности: дознавателями, следователями, оперуполномоченными, специалистами-взрывника и других, более подходящих специальности «Правоохранительная деятельность». Согласуется это с европейским пониманием юридической профессии и проектом Концепции реформирования высшего юридического образования? Вероятно, нет.

Но во время дискуссии оказалось, что есть и другие серьезные проблемы. Понятие «высшее юридическое образование» присутствует в Конституции Украины (статья 127: «на должность судьи может быть назначен гражданин Украины ... имеющий высшее юридическое образование ...» [11], а также в нескольких законах Украины. При этом определение его в этих документах разные, иногда не очень корректными, а иногда и вообще отсутствовать.

Например, по ст. 27.1.1 Закона Украины «О прокуратуре» [12]: «высшим юридическим образованием является образование, полученное в Украине (или на территории бывшего СССР до 1 декабря 1991 года) по образовательно-квалификационному уровню специалиста или магистра, а также высшее юридическое образование по соответствующим образовательно-квалификационному уровню, полученное в иностранных государствах и признана в Украине в установленном законом порядке ».

То есть, исходя из буквы закона, это любое высшее образование соответствующего уровня независимо от специальности и области знаний. Вместе с тем, указанный Закон содержит требования о наличии высшего юридического образования для занятия определенных должностей, в частности, прокуроров. Так какую же образование требовать от кандидатов? Подойдет, например высшее образование степени магистра по специальностям Хореография, или Экономика, или Стоматология? По крайней мере формальных препятствий для этого нет. Поэтому исключение из Перечня областей знаний и специальностей, по которым осуществляется подготовка соискателей высшего образования, пункта, что высшее образование по определенным специальностям дает право занимать должности или осуществлять виды деятельности, квалификационные требования к которым предусматривают наличие полного высшего или высшего юридического образования, не ограничивает, как полагают авторы этого предложения, а наоборот расширяет круг выпускников, которые получат право занимать такие должности. По крайней мере, это будет касаться должностей, определенных Законом Украины «О прокуратуре».

В соответствии со статьей 63.3.1 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» [13]: высшим юридическим образованием считается «высшее юридическое образование степени магистра (или приравненная к ней высшее образование по образовательно-квалификационному уровню специалиста), полученное в Украине, а также высшее юридическое образование степени, полученное в иностранных государствах и признана в Украине в установленном законом порядке ».То есть Закон определяет уровень, но не содержание понятия« высшее юридическое образование ».

Наряду с этим понятием в других законах в аналогичном значении применяют понятие «высшее юридическое образование», не соответствует действующему Закону Украины «О высшем образовании», который устанавливает уровни высшего образования и не использует устаревшие понятия «высшее образование» и «неполное высшее образование ». Встречается также понятие «высшее полное юридическое образование». Содержание этих сроков нигде не определено.

Согласно ст. 6.3.1 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» [14]: «высшее юридическое образование - высшее юридическое образование, полученное в Украине, а также полное высшее юридическое образование, полученное в иностранных государствах и признана в Украине в установленном законом порядке ».

В соответствии со статьей 3 Закона Украины «О нотариате» «нотариусом может быть гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование» [15]. Статья 13 того же закона определяет, что «помощником нотариуса может быть гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование, но не ниже первого уровня (бакалавр) ...». Статья 37 дополнительно требует наличия высшего юридического образования для совершения определенных нотариальных действий. Понятие «высшее юридическое образование» и «высшее юридическое образование» этот закон не определяет.

По моему мнению, значительная часть проблем связана с ошибочной практикой регулирования отдельных вопросов образования вне образовательным законодательством. Авторы таких норм часто используют привычные им устаревшие термины и концепции нормативного регулирования высшего образования, не учитывают изменений, происходящих в другом законодательстве. Примером является недавнее введение отрасли знаний «Публичное управление и администрирование» фактически через Закон Украины «О государственной службе», противоречит Закону Украины «О высшем образовании» в части порядка формирования перечня специальностей и отраслей знаний, а также международным классификациям образования. Все это ведет к тому, что развитие образовательного законодательства вступает в противоречие либо с другим законодательством, или с мировыми тенденциями развития образования. Мы уже имеем пример, когда использование в Конституции нечетких или устаревших терминов «полное общее среднее образование», «профессионально-техническое образование» и некоторые другие затрудняет приведение структуры украинского образования в соответствие с мировыми практиками, так как их корректировки или уточнения в законах и нормативных документах непременно приведет к потере важных конституционных гарантий для педагогов и соискателей образования.

Такой же ошибкой является и попытка определить понятие «высшее юридическое образование» из названия определенных специальностей. В ведущих европейских странах обычно не существует подобных нашему нормативных перечней специальностей, которые устанавливались на уровне законодательства. Высшие учебные заведения разрабатывают собственные образовательные программы, там, где есть такая необходимость, ориентированные на удовлетворение требований работодателей и / или профессиональных сообществ. Основные образовательные квалификации привязывают не до специальностей, а в более широких отраслей (например, Master of Science, Master of Medicine, Master of Law, ...). При необходимости в них могут указывать более узкую направленность образовательной программы, например, Master of Science in Physics. Вузов часто создают междисциплинарные образовательные программы, которые не могут быть отнесены к одной отрасли МСКО или иного международного классификатора. Примерами являются программы по экономической кибернетики, медицинской электроники, компьютерного материаловедения и тому подобное. Для так называемых регулируемых профессий, к которым относятся и юридические, ситуация может быть несколько иной. Но в любом случае законодательное регулирование ссылается не в названия специальностей или образовательных программ, а на другие показатели. В частности, на признание конкретных квалификаций конкретных вузов уполномоченными государственными органами или профессиональными сообществами.

В частности, на признание конкретных квалификаций конкретных вузов уполномоченными государственными органами или профессиональными сообществами

Факультет права Кембриджского университета [16]

Опыт других стран показывает, что они используют более гибкие методы государственного регулирования этого вопроса в сочетании с механизмами профессионального самоуправления. В частности, среди инструментов государственного воздействия значительную роль играют централизованное тестирование выпускников и финансовая и другая поддержка юридических школ, связана с результатами их деятельности. К примеру, в Японии с 2006 введен унифицированный национальный экзамен на доступ к юридической профессии, а как один из индикаторов оценки юридических школ для предоставления государственного финансирования с 2016 р. Используют процент выпускников, сдали этот экзамен не более чем из трех попыток [ 17].

В Германии [18, 19] доступ к юридической профессии предусматривает получение статуса «полностью квалифицированного юриста», для чего нужно составить два государственные экзамены после теоретического обучения в университете (обычно четыре года) и после Двухлетний стажировки. Первой государственный экзамен содержит две составляющие. Один из блоков охватывает основные отрасли права и дает 70% максимально возможного результата. Второй блок формируется университета и учитывает специфику конкретной образовательной программы. Получаемые после успешной сдачи второго государственного экзамена статус, в частности, дает право занимать должности в суде и становится членом коллегий адвокатов. Спецификой является тот факт, что высшее юридическое образование в большинстве университетов Германии не перешла на двухцикличную Болонскую модель. Еще одна отличительная черта заключается в том, что на уровне земель есть свои законы, регулирующие вопросы юридического образования [например, 20, 21].

В США [22, 23] доступ к юридической профессии регулируется профессиональными ассоциациями юристов. Обычно главными требованиями являются окончания четырехлетнего колледжа по любой образовательной программе и трехлетней юридической школы, аккредитованной Американской ассоциацией юристов, а также сдачи экзамена на право заниматься адвокатской практикой (http://www.ncbex.org/exams/ube). Вместе с тем, в отдельных штатах возможен допуск к экзамену без юридического образования при наличии определенного практического опыта. Направление бакалаврской программы формально не ограничивается. Но рекомендуется выбирать ее с учетом необходимости сдавать тест LSAT при поступлении в юридическую школу.

Подводя итоги, отмечу, что по моему мнению, нецелесообразно определять понятие высшего юридического образования по названиям специальностей. Более обоснованным и соответствующим практикам ведущих государств было бы признание высшим юридическим образованием (в понимании норм Конституции и законов, содержащих это понятие), высшего образования, полученного по образовательным программам, которые во время аккредитации признаны предоставляют образование, отвечающее квалификационным требованиям к занятию определенных должностей. При этом могут быть предусмотрены особые условия аккредитации таких программ. В частности, учета результатов единого государственного экзамена и привлечения к оценке программ представителей профессионального сообщества. В будущем, после создания Государственного реестра квалификаций устанавливать соответствие образования существующим требованиям к кандидатам на определенные должности можно будет через соответствующие отметки в реестре, что будут предприниматься на основании аккредитации образовательных программ, по которым присваиваются эти квалификации.

1. Концепция совершенствования правовой (юридической) образования для профессиональной подготовки юриста соответствии с европейскими стандартами высшего образования и юридической профессии. http://mon.gov.ua/activity/education/vishha/konczepcziya-vdoskonalennya-pravnichoyi-(yuridichnoyi)-osviti-dlya-faxovoyi-pidgotovki-pravnika-vidpovidno-do-evropejskix-standartiv-vishhoyi-osviti.html.

2. В МОН обсудили проблемы отнесения специальностям «Международное право» и «Правоохранительная деятельность» к юридического образования. http://mon.gov.ua/usi-novivni/novini/2017/01/20/u-mon-obgovorili-problemi-vidnesennya-speczialnostej-do-yuridichnoyi-osviti

3. http://www2.le.ac.uk/departments/law/undergraduate/what-is-a-qualifying-law-degree.

4. Academic Stage Handbook. http://www.sra.org.uk/documents/students/academic-stage/academic-stage-handbook.pdf.

5. https://en.wikipedia.org/wiki/Court_of_Chancery#/media/File:Court_of_Chancery_edited.jpg.

6. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационным уровням специалиста и магистра. http: // zakon 5. rada. gov. ua / laws / show / 787-2010-п

7. Перечень отраслей знаний и специальностей, по которым осуществляется подготовка соискателей высшего образования. http: // zakon 5. rada. gov. ua / laws / show / 266-2015-п

8. http://nadpsu.edu.ua/index.php/abiturientam-kursantam.html

9. http://jurfak.univer.kharkov.ua/docs/temp-standart-bakalavr.pdf

10. http://jurfak.univer.kharkov.ua/docs/temp-standart-magistr.pdf

11. Конституция Украины. http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/254к/96-вр/page3

12. Закон Украины «О прокуратуре». http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/1697-18/page2

13. Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей». http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2453-17

14. Закон Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/5076-17

15. Закон Украины «О нотариате». http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/3425-12

16. https://en.wikipedia.org/wiki/Faculty_of_Law,_University_of_Cambridge#/media/File:Faculty_of_Law,_Cambridge.jpg

17. Огляд_Масахиро Танака_Японськи юридические школы в кризи_2016.docx https://www.dropbox.com/sh/13iycjb234akxl0/AABHVWKDxcOdDkT_GseHrzPfa?dl=0

18. Презентация Б.Хайнриха о юр.освиту в Нимеччини_2015р.pptx https://www.dropbox.com/sh/13iycjb234akxl0/AABHVWKDxcOdDkT_GseHrzPfa?dl=0;

19. https://de.wikipedia.org/wiki/Juristenausbildung_in_Deutschland#cite_note-1.JurPruef-5

20. Gesetz über die juristische Ausbildung. http://www.staff.uni-giessen.de/~g11026/JAG.pdf

21. Juristenausbildungsgesetz Nordrhein-Westfalen - JAG NRW; https://recht.nrw.de/lmi/owa/br_text_anzeigen?v_id=2320031009101636983

22. http://www.americanbar.org/aba.html

23. How to Become a Lawyer. https://www.thebalance.com/how-to-become-a-lawyer-2164380

Владимир Бахрушин, д.ф.-м.н., профессор, академик АН высшей школы Украины

Или все возможные специализации по «правоохранительной деятельности» можно считать соответствующими детализированной области МСКО 1032 - Protection of persons and property (Отрасль 13 - Services)?
Другой вопрос - есть, скажем, принципиальная разница в требованиях к образовательным программам, по которым могут готовиться будущие следователи и прокуроры?
Согласуется это с европейским пониманием юридической профессии и проектом Концепции реформирования высшего юридического образования?
Так какую же образование требовать от кандидатов?
Подойдет, например высшее образование степени магистра по специальностям Хореография, или Экономика, или Стоматология?
Com/sh/13iycjb234akxl0/AABHVWKDxcOdDkT_GseHrzPfa?
Com/sh/13iycjb234akxl0/AABHVWKDxcOdDkT_GseHrzPfa?
De/lmi/owa/br_text_anzeigen?