Регистрация
Имя: Пароль:
Забыл пороль

Квалификационные требования фармацевтических работников: современная оценка в мировой и отечественной практике

Мы с радостью предлагаем вниманию уважаемых читателей ответ ректора Национального фармацевтического университета (НФаУ), академика НАН Украина Валентина Черных на открытое письмо представителей региональной профессиональной фармацевтической общественности - председателя правления общественной организации «Винницкая областная Ассоциация фармацевтов« КУМ ДЕО»Ларисы Просяники президента областной общественной организации« Черниговская лига фармацевтов»Людмилы Федоровой- относительно квалификационных требований к заведующих аптек в сельской местности (см.« Еженедельник АПТЕКА » № 18 (1089) от 15 мая 2017).

Квалификационные требования фармацевтических работников определяются необходимым уровнем компетенций специалистов, формируются как на национальном, так и на международном уровнях Квалификационные требования фармацевтических работников определяются необходимым уровнем компетенций специалистов, формируются как на национальном, так и на международном уровнях.

Международная фармацевтическая федерация (МФФ) совместно с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и ЮНЕСКО постоянно занимаются разработкой и усовершенствованием глобальной модели компетенций для фармацевтических специалистов (Global Competency Framework - GbCF). Одна из последних версий модели была разработана на основе сравнительного анализа национальных образовательных стандартов, законодательных актов и рекомендаций профессиональных фармацевтических ассоциаций. Она включает четыре основных направления, а именно: научные и управленческие знания, общественное здравоохранение и ориентация на потребности пациентов, системные и практические компетенции. Глобальная модель компетенций фармацевтических специалистов является основой Концепции непрерывного профессионального развития (Continuing Professional Development - CPD), которая принята большинством стран мира и является основой национальных профессиональных стандартов.

МФФ определяет CPD как «личную ответственность фармацевтических работников систематически поддерживать, развивать и расширять свои знания и навыки для обеспечения постоянной поддержки профессиональной квалификации в течение всей профессиональной деятельности». CPD - это циклический процесс, который включает пять основных элементов:

  • анализ возможных пробелов в знаниях (самооценка);
  • разработка персонального плана повышения квалификации;
  • выполнение персонального плана повышения квалификации;
  • ведение документации по персонального плана повышения квалификации;
  • оценка результатов.

Требования к непрерывному повышению квалификации фармацевтических специалистов и дополнительного профессионального образования в национальных стандартах стран мира отличаются, но ключевую роль в их разработке и аттестации фармацевтических кадров выполняют, как правило, профессиональные ассоциации.

По оценкам ВОЗ, в 2016 нехватка рабочей силы в мире в системе здравоохранения составила 7200000 человек. По прогнозам, к 2035 г. Она увеличится почти вдвое - до 12900000 человек. В сентябре 2000 ООН приступила к осуществлению Целей развития тысячелетия (ЦРТ) в целях борьбы с нищетой, голодом, болезнями, безграмотностью, экологическими проблемами и дискриминацией женщин, которые планировалось выполнить до 2015

Недооценка значимости роли фармацевта в системе здравоохранения многих стран, реализация лекарственных средств в некоторых странах врачами через интернет сформировали негативную тенденцию восприятия фармацевта только как продавца лекарств.

Вскоре стало очевидно, что глобальный кризис рабочей силы в системе здравоохранения является одной из крупнейших препятствий для достижения ЦРТ. В 2006г. В докладе ВОЗ подчеркивалась необходимость прямых инвестиций в подготовку работников сферы здравоохранения. В дальнейшем были отмечены проблемы нехватки рабочей силы и влияние этого фактора на осуществление медико-санитарной помощи, эффективное и справедливое использование финансовых ресурсов и расширение служб здравоохранения. Это сфокусировало внимание на поддержке предоставления медицинских услуг.

В мировой практике фармацевтические кадры являются ключевой составляющей потенциала системы здравоохранения, и во многих странах, включая Украину, фармацевты относятся к специалистам, доступ к которым является едва ли не самым большим. Фармацевты играют важную роль в предоставлении медицинских и фармацевтических услуг, поскольку они активно участвуют в научных исследованиях, работе медицинских и фармацевтических учреждений, а также регулировании отрасли.

Наряду с повышением спроса на кадры системы здравоохранения во всем мире, сама профессия фармацевта претерпевает качественные динамических изменений в разрезе увеличение внимания на пациента в процессе оказания фармацевтической помощи ( focus on patient-centred care ), Принятие решений по рациональному применению лекарственных средств в лечении пациента, а также межпрофессиональных сотрудничества. Эти изменения влияют на порядок оказания медицинских и фармацевтических услуг.

Очень важно осознать главные тенденции в мировой и отечественной практике, а также их последствия для будущих потребностей в подготовке фармацевтов. Только тогда можно принимать решение о мерах (например, в лицензировании фармацевтической деятельности), необходимых для сбалансирования спроса на количество фармацевтов и призванных помочь улучшить образовательный и квалификационный уровень кадров.

Недооценка значимости роли фармацевта в системе здравоохранения многих стран, реализация лекарственных средств в некоторых странах врачами через интернет сформировали негативную тенденцию восприятия фармацевта только как продавца лекарств.

Согласно действующему законодательству Украины, молодые специалисты (фармацевты) не имеют права осуществлять производство (изготовление) лекарственных средств в условиях аптеки, розничную торговлю лекарствами, занимать должности заведующего, заместителей заведующего аптек, расположенных в селах, поселках и поселках городского типа

Начиная с 1988 г.., МФФ и ВОЗ подчеркивают необходимость повышения роли фармацевта в общественном здравоохранении и внедрении надлежащей аптечной практики (Good Pharmacy Practice - GРР). Квалификационные требования к профессиональной деятельности фармацевта как специалиста системы здравоохранения пока и должны определяться на основе международных и национальных стандартов надлежащей практики - GРР. В Украине с 2013 г.. Тоже реализуется совместный проект МФФ и ВОЗ «Надлежащая аптечная практика: стандарты качества аптечных услуг», который рекомендуется как базовый нормативный документ для разработки стандартов GPP.

В Украине недавно вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины от 30.11.2016 г.. № 929 «Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой и розничной торговли лекарственными средствами, импорта лекарственных средств (кроме активных фармацевтических ингредиентов)». Содержание этого документа устанавливает исчерпывающий перечень требований, в частности квалификационных, обязательных для выполнения лицензиатом. Документ имеет большое значение для аптечных учреждений, но отдельные его нормы нуждаются в дополнении, а также создание необходимых условий для переходного периода его введения.

В соответствии с указанными Лицензионными условиями (п. 151), должности заведующего аптечного склада (базы), заместителей заведующего аптечного склада (базы) могут замещаться лицами, имеющими документ о высшем образовании не ниже второго (магистерского) уровня по специальности «Фармация» и сертификат провизора-специалиста по специальности «Организация и провизор» или аттестованы по этой специализации с присвоением (подтверждением) соответствующей категории.

Также согласно п. 165 Лицензионных условий лицензиат, осуществляющий деятельность по розничной торговле лекарственными средствами, определяет уполномоченное лицо, имеющее документ о высшем образовании не ниже второго (магистерского) уровня по специальности «Фармация», сертификат провизора-специалиста, выданный учреждением последипломного образования, или удостоверение о присвоении (подтверждении) соответствующей квалификационной категории и стаж работы по специальности «Фармация» не менее 2 лет. Вместе с тем допускается возложение обязанностей уполномоченного лица, ответственного за систему обеспечения качества лекарственных средств в аптеке, расположенной в селе, поселке, поселке, на лицо, имеющее документ о высшем образовании не ниже первого (бакалаврской) уровня по специальности «Фармация» и не имеет стажа работы по этой специальности.

Лицензионными условиями (п. 181) определено, что лица, которые непосредственно осуществляют производство (изготовление) лекарственных средств в условиях аптеки, розничную торговлю лекарственными средствами должны иметь: документ о высшем образовании не ниже первого (бакалаврской) уровня по специальности «Фармация». Аналогичная норма Лицензионных условий (п. 184) установлена ​​для аптек, расположенных в селах, поселках и поселках городского типа: должности заведующего аптеки, заместителей заведующего аптеки могут занимать лица, имеющие документ о высшем образовании не ниже первого (бакалаврской) уровня по специальности « фармация ».

Сейчас высшие учебные фармацевтические и медицинские учреждения (колледжи) Украины осуществляют подготовку специалистов образовательно-квалификационного уровня бакалавра и младшего специалиста. Практика показывает, что документ о высшем образовании не ниже первого (бакалаврской) уровня по специальности «Фармация» имеют незначительная часть фармацевтических работников. Таким образом, молодые специалисты (фармацевты) согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 30.11.2016 г.. № 929 не имеют права осуществлять производство (изготовление) лекарственных средств в условиях аптеки, розничную торговлю лекарственными средствами, занимать должности заведующего, заместителей заведующего аптек, расположенных в селах, поселках и поселках городского типа.

До вступления в силу постановления Кабинета Министров Украины от 30.11.2016 г.. № 929 согласно приказу МЗ Украины от 31.10.2011 г.. № 723 «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами» молодые специалисты (фармацевты) были заняты непосредственно в производстве (изготовлении) лекарственных средств в условиях аптеки, розничной торговли лекарственными средствами, занимали должности заведующего, заместителей заведующего аптек, расположенных в селах. На наш взгляд, эти квалификационные требования к фармацевтическим специалистов учитывают негативные тенденции сокращения производственных аптек и развития аптечных сетей на селе, а также соответствуют действующему приказу МЗ Украины от 29.03.2002 г.. № 117 «Справочник квалификационных характеристик профессий работников» выпуск 78 «Здравоохранение "я" (с изменениями и дополнениями): «Фармацевт принимает и реализует лекарственные средства, подлежащие отпуску без рецептов в соответствии с действующим законодательством, а также товары медицинского назначения, минеральную воду и тому подобное. Изготовление лекарственные формы по индивидуальным рецептам. Заготовка лекарственное растительное сырье. Проводит информационную и санитарно-просветительную работу. Осуществляет первичный учет хозяйственных операций. Проводит инвентаризацию товарно-материальных ценностей. Придерживается принципов медицинской деонтологии ».

Заведующий аптекой, заместитель заведующего аптеки должны иметь документ о высшем образовании не ниже второго (магистерского) уровня по специальности «Фармация» и сертификат провизора-специалиста по специальности «Организация и провизор» или аттестованы по этой специализации с присвоением (подтверждением) соответствующей категории и стаж работы по специальности не менее 2 лет

Введение новых Лицензионных условий согласно постановлением Кабинета Министров Украины от 30.11.2016 г.. № 929 «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой и розничной торговли лекарственными средствами, импорта лекарственных средств (кроме активных фармацевтических ингредиентов)» прогнозируемо приведет к тому, что значительное количество фармацевтов, имеющие дипломы младших специалистов, будут вынуждены покинуть свои рабочие места. Должности заведующих аптек, расположенных в селах, поселках и поселках городского типа, будут вакантными. Это негативно повлияет на социально-демографические процессы охраны здоровья сельского населения, формирования эффективной системы обеспечения отрасли фармацевтическими кадрами и привлечения молодых специалистов для работы на селе. А главное - может привести к нарушению основных принципов Конституции Украины - прав на охрану здоровья и труд.

По состоянию на начало 2017 количество аптек и аптечных пунктов, расположенных в селах, поселках и поселках городского типа, составляла 5892, или 31% общего количества. Скорее всего, существенная часть этих аптек будет вынуждена прекратить свою работу по причине несоответствия квалификационным условиям по фармацевтических кадров. Безусловно, это негативно повлияет на доступность фармацевтического обеспечения населения, в частности на выполнение постановлением Кабинета Министров Украины от 09.11.2016 г.. № 862 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства».

Введение новых Лицензионных условий прогнозируемо приведет к тому, что значительное количество фармацевтов, имеющие дипломы младших специалистов, будут вынуждены покинуть свои рабочие места

Постановлением Кабинета Министров Украины от 30.11.2016 г.. № 929 (пп. 181 и 184) установлено, что лица, которые непосредственно осуществляют производство (изготовление) лекарственных средств в условиях аптеки, розничную торговлю лекарственными средствами, должны также иметь:

  • для специалистов с высшим образованием не ниже второго (магистерского) уровня - сертификат провизора-специалиста, выданный учреждением последипломного образования, или удостоверение о присвоении (подтверждении) соответствующей квалификационной категории;
  • для заведующего аптеки, заместителей заведующих аптеки - документ о высшем образовании не ниже второго (магистерского) уровня по специальности «Фармация» и сертификат провизора-специалиста по специальности «Организация и провизор» или аттестованы по этой специализации с присвоением (подтверждением) соответствующей категории и стаж работы по специальности не менее 2 лет.

Сейчас высшие фармацевтические учебные заведения Украины готовят провизоров - специалистов и магистров, но таких специалистов с дипломами магистра в настоящее время является незначительное количество. Согласно Закону Украины «О высшем образовании» высшими учебными заведениями основана и осуществляется образовательная деятельность по квалификационному уровню специалиста по установленной образовательно-профессиональной программе с выдачей государственного документа о высшем образовании установленного образца - диплом специалиста. Последний прием для получения образовательно-квалификационного уровня специалиста проводился в 2016 При этом высшее образование по квалификационному уровню специалиста (высшее образование) после вступления в силу данного закона должна адекватно соотноситься со степенью магистра.

Также недавно вступил в силу новый нормативно-правовой акт от 21.03.2017 г.. № 1958-VIII "О внесении изменения в Закон Украины« О высшем образовании »относительно образовательно-квалификационного уровня« младший специалист ». В документе говорится: «Образовательная деятельность по образовательно-квалификационному уровню« младший специалист », осуществляемой высшими учебными заведениями, продолжается в пределах срока обучения по установленной образовательно-профессиональной программе с выдачей государственного документа о высшем образовании установленного образца - диплом младшего специалиста. Последний прием для получения образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста будет проводиться в 2019 году. ».

Учитывая, что Лицензионные условия регламентируют порядок государственного контроля в сфере лицензирования, а также ответственность субъектов хозяйствования и органов лицензирования за нарушение законодательства в этой сфере, на наш взгляд, необходимо после проведения экспертизы, дополнить п 151, 165, 181, 184 нормами права в соответствии с Законом Украины «О высшем образовании» относительно образовательно-квалификационного уровня «специалист» по специальности «Фармация» и «младшего специалиста» по специальности «Фармация». НФаУ как профильный вуз в сфере подготовки и переподготовки специалистов для фармацевтической отрасли, имеет соответствующий потенциал для проведения профессиональной экспертизы вышеупомянутых Лицензионных условий.

Валентин Черных,
ректор НФаУ, академик НАН Украины, доктор фармацевтических наук, доктор химических наук,
профессор, заслуженный изобретатель Украины, заслуженный деятель науки и техники Украины,
лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники, Почетный гражданин. Харьков

Интересная информация для Вас: