Регистрация
Имя: Пароль:
Забыл пороль

Интервью Терри Пратчетта: фантастический писатель, сталкивающийся с реальностью

Он проводит рекламные туры для последнего выпуска в серии Discworld, Raising Steam. Короче говоря, про поезда. Если вы не являетесь поклонником творчества Пратчетта и знаете его только по репутации автора «комической фантазии», то это может вас удивить; вы можете ожидать серию подлостей Толкина, с битвами орков и эльфов, с магическими мечами и кольцами. Не рассказы об изобретении паровой энергии, о подъеме почтовой службы, о газетах и ​​печатных станках, о темах, освещенных в последних книгах.

В первые годы сериал для тех из вас, кто не знаком с ним, находится в мире, который имеет форму диска (очевидно), опираясь на спину четырех гигантских слонов, которые сами стоят на огромном межпланетная черепаха - была фантазия в классической форме; фантазия с острым, диким чувством юмора и хитрой строчкой в ​​социальных комментариях, но тем не менее фантазия. Там были тролли и драконы, варварские воины и неправдоподобно обнаженные груди амазонок в скудных доспехах и волшебники с посохами с ручками на конце; он взял эти тропы и разрушил их, но это был его исходный материал. Но поскольку серия - и ее автор - повзрослели, она изменилась. Великий город Анк-Морпорк , сцена для многих историй, медленно превращалась из места Dungeons & Dragons из жуликов и воров, ссорящихся в тавернах, в фантастическое зеркало Лондона. Теперь стало меньше о магии, больше о людях, изобретательности и технологиях.

«Но технология - это волшебство!» - кричит он, когда я говорю ему об этом. «Я имею в виду, на моем запястье, это скажет мне время, если я спрошу об этом». Он подталкивает кнопку на своих часах, и она говорит чопорным голосом: время 11.43 утра, в среду и так далее, и так далее. вперед. «И все это волшебно, но мы так не думаем. Ну, мы знаем, что это не волшебство - мы знаем, что феи не делают этого, но для большинства из нас они могут быть такими же ».

Технический руководитель: для программы BBC Терри Пратчетт исследовал возможность замедления болезни Альцгеймера за счет регенерации клеток Технический руководитель: для программы BBC Терри Пратчетт исследовал возможность замедления болезни Альцгеймера за счет регенерации клеток.

Разговор с Пратчеттом - это странный опыт, наполненный тем, что я могу назвать только ностальгией по будущему. Повышение Steam, при всей его фантастической обстановке, - это взгляд назад в то время в земной истории, когда технологии, по его словам, наполняли людей азартом. «Во времена Брунеля все это было замечательно, это было здорово, мир движется дальше. О да! Больше вещей! »- говорит он. Теперь, однако, он думает, что это волнение прошло. «Иногда меня пугает тот факт, что люди говорят:« Какой смысл идти в космос? Это бесполезно. Почему мы тратим так много денег? и я думаю: «Черт возьми! Теперь все в мире могут знать, где они находятся! Крошечная коробка, которая позволяет вам точно знать, где вы находитесь на планете, или другая крошечная коробка, которая позволяет вам общаться с кем угодно в мире. И мы не думаем об этом, мы думаем, что это так, как Бог дал нам это ».

Ностальгия Пратчетта - это ностальгия гика, ностальгия по тем случаям, когда можно разделить большую часть мира и снова собрать его воедино. «Век пара имел гайки и болты. Вы знали, как все было сделано. Они были собраны инженерами, такими как Брунел », - говорит он. Пратчетт особенно увлечен поездами. "Ты знаешь о Ричард Тревитик ? Он сделал паровой двигатель перед Стивенсоном. И это было похоже на монстра. Это сработало, но это не было похоже на поезд, каким мы его знаем ». Он особенно взволнован, рассказывая о своем путешествии на одном из сохранившихся паровозов Великобритании, линии Watercress в Альтоне. «Я был в двигателе! У топки. Было очень жарко, - добавляет он, без особой надобности.

Пратчетт научился этой любви к опасным машинам и модным гаджетам от своего отца, выросшего в Биконсфилде, маленьком городке к западу от Лондона. «Мой папа - у тебя есть папа, у него был сарай?» Я говорю в гараже. Он машет этим в сторону. Это сарай духа, говорит он. «Я взял магнито [генератор] и положил его в сарай моего отца, чтобы, когда он открыл дверь, он убил его электрическим током.

«И он был очень впечатлен. Он сказал: «Молодец. Но не делай этого снова. Это был мой папа. Он проверит электричество, положив на него палец. Его руки были настолько мозолистыми от работы, потому что он работал над всем, более или менее, поэтому он был невосприимчив к ударам током. Роб и я часто говорим об этом. У нас обоих были отцы, которые позволяли вам играть с вещами, с которыми вам не следует играть ».

Его мать тем временем помогла ему с изучением книг. «Меня не особенно интересовали книги», - говорит он. «И моя мама, благослови ее Бог, она закатала рукава и дала мне пенни за страницу, и это сработало прекрасно. Я думаю, что она только дала мне о Thruppence, потому что третья книга была Ветер в ивах После этого он был так взволнован, что ей больше не нужно было платить ему. Действительно, Пратчетт получил работу в библиотеке Биконсфилда. «Вы говорите с человеком, который думает, в основном, что его школьные годы помогли ему вовсе, а библиотека - в пиках». Он резко смотрит на меня. «Вы, когда были молоды, читали много книг, не так ли? A - »он делает паузу и тщательно выбирает следующее слово -« ---- нагрузка, я полагаю? »Я сделал, я его успокаиваю. «Мальчик из библиотеки. Я узнаю такой. Я был таким же ». У него было безразличное время в школе - он ворчит о природе« смерти или славы »11-ти с плюсом (он легко прошел) и о старых учителях, имевших злобу на него в Техническом университете Хай-Уикома. Высшая школа («Половина гимназии. Большое место для работы по дереву»). Но огонь, разожженный Кеннетом Грэмом и Рэтти, Кротом и Барсуком, разросся и разгорелся.

Собственное чувство юмора Пратчетта, своего рода нежное, английское, наблюдательное явление, проистекает из этого периода. «Вудхаус, очевидно, но я тоже порвал Просто Уильям книги , Ричмал Кромптон был очень хорошим писателем. Я думаю, что именно от нее я узнал иронию. Мне потребовалось некоторое время, чтобы разобраться с этим ». Как вы думаете, вы могли бы определить иронию, спрашиваю я его. «Вроде как железо». Я это заслужил, признаю. «Когда тебя бьют по голове, ты это знаешь».

Он также влюбился в RJ Yeatman и WC Sellar, авторов 1066 и All That («в тридцатые годы, когда средние классы становились все богаче, они оба получили от этого как можно больше удовольствия». Тридцатые годы). было очень весело. Или, по крайней мере, до конца. Плохое окончание, десятилетие, по общему признанию ») и поссорились со своим директором за« привезение копии журнала Mad. Как ужасно! И копия Private Eye. Крамольный ». Но это был уже не существующий сатирический журнал« Панч », который действительно сформировал комический голос, в котором он сейчас говорит. «Я читаю свой путь через все связанные удары. Это был лучший способ прочитать историю; Вы получили это без бабушки, оглядываясь через плечо, и это было просто удивительно.

«И почти любой выдающийся писатель на английском языке работал на Punch. Марк Твен. Джером К Джером. И они говорили тем же голосом, который открыл для меня дверь - такой же слегка сатирический, «люди довольно глупые, но они не такие плохие», дружелюбны по отношению к человечеству, любят его. слабости. ”Помимо книг, другие влияния его юности ясны в его собственном письме - особенно более поздние работы набора Анкха, в которых он часто превозносит достоинства бедных, но уважаемых людей, живущих в крошечных, опрятных террасах дома и самодельных мужчин и женщин. «Раньше в труде было какое-то достоинство», - говорит он. «Я не думаю, что есть сейчас».

Он часто говорил о том, как его время в местных газетах сделало его. Он начал в 16 лет, в полном отчаянии у своего директора: «В мой последний день в школе я оставил все свои вещи и позвонил редактору местной газеты. На самом деле он использовал какое-то клише, например: «Мне нравится разрез твоего укола, молодой человек» или что-то в этом роде ». Легенда гласит, что он увидел свое первое мертвое тело на следующий день,« опыт работы действительно что-то значил в те дни. », Как он выразился в биографии своего автора в своих книгах.

«По правде говоря, не преувеличивая этого, как я часто это делаю, - говорит он, - библиотека и журналистика сделали меня тем, кто я есть. Журналистика заставляет вас думать быстро. Вы должны говорить с людьми во всех сферах жизни. Особенно местная журналистика. Лондонская журналистика может пугать кого-то, и они ничего не могут с этим поделать. Попробуйте это в местной журналистике, и кто-то должен жаловаться. Каждый должен иметь одну местную журналистскую работу в своей жизни, особенно если он любопытный парковщик ». Он говорит о местных журналистах так же, как и о своих родителях, с чувством спокойного героизма. «Я взял интервью у пожилого журналиста, который очень и очень долго работал в маленьком городе. Я спросил: это скучно? И он сказал: там, где пара толкнула свою дочь на чердак, потому что у нее был черный ребенок. И там, там, где человек был пойман в Флагранте деликтом с птицей сарай. И он сказал магистратам: «Ну, это была моя птица». Даже эти маленькие моменты заставляют вас осознать, что мир не такой, как вы думали.

Терри Пратчетт дома со своей дочерью Рианной в 1991 году (Rex Features) Терри Пратчетт дома со своей дочерью Рианной в 1991 году (Rex Features)

Во всем этом над нами нависает тень, и это PCA Пратчетта. Болезнь затрагивает, помимо прочего, зрительные центры головного мозга, и эффект довольно заметен. Он изо всех сил пытается, например, аккуратно положить мохито на стол; кажется, что он не может легко сказать, где начинается и заканчивается столешница. В других интервью, хотя и совсем недавних, казалось, что его разум был острым как всегда.

Я отчаянно хочу сообщить, что это все еще так, но я не могу. Есть моменты, которые легко могут быть обычными промахами - ему приходится пару раз кричать Робу, когда он забывает слово или имя, и дважды рассказывает пару историй. Но я начинаю замечать, что по ходу собеседования он дает мне увлекательные ответы - длинные, дискурсивные рассказы о всевозможных вещах - они не совсем отвечают на вопросы, которые я на самом деле задавал. Например, я узнал, что он не знал, чем закончится книга «Маленькие боги», пока она не закончилась - у него были персонажи на месте, и они привели его к неизбежному выводу.

Он называет этот процесс «нарративиумом», и у него тот же опыт, что и в его следующей книге, которую он уже начал. Но я на самом деле спросил его о нравственности одного из персонажей Маленьких Богов. Иногда кажется, что когда он не может найти ответ на вопрос из своего мозга, он вместо этого подменяет легкодоступный анекдот на смежную тему, который он репетировал раньше. Есть немного грустный момент, когда после одного такого не вполне ответа он делает паузу, и его голос понижается.

«Вы знаете, у меня есть PCA? На днях я встретился с множеством других людей. Они были со всего мира. И это было очень весело ». Я спрашиваю, как это так. «Обычно я не из тех людей, которые идут на подобные вещи. Но я обнаружил, что вы можете сказать: «Тебе не нравится, когда…», и они скажут: «О, да». Вы понимаете переживания друг друга ». Это похоже на признание того, что он борется с частями разговора таким образом, что кто-то без условия не может понять.

Визуальные проблемы не позволяют ему печатать; вот уже несколько лет он пишет свои работы с помощью программного обеспечения для диктовки и тесного сотрудничества с Робом. «Я продолжаю говорить, речь идет к нам. Мы обезьяны. Говорить, болтать - это то, что мы делаем », - говорит он. Я пытаюсь спросить его, чувствует ли он, что его стиль письма изменился - я, например, заметил, что быстрый переворот более ранних книг был заменен, в самых недавних, фрагментами изложения, почти монологами , Но он не совсем отвечает, рассказывая мне о том, как тяжело было получить акцент одного персонажа на странице, используя программное обеспечение для диктовки. Он все еще очень увлеченный собеседник, у него множество историй и резких замечаний, но влияние PCA безошибочно.

И, конечно, будет еще хуже, и он это знает. Раньше он говорил, что хочет умереть в любой момент по своему выбору в своем саду Уилтшир, выпивая отличный бренди и слушая свой iPod. Он кивает. « Томас Таллис в Алиуме ! Это то место, где каждая его часть собирается вместе, где Бог поднимает вас и бросает вас на голову ». Пратчетт - атеист, но время от времени ему отдают религиозный язык.

Этот умирающий момент звучит замечательно, говорю я. Разве тот факт, что вы сможете наслаждаться этим, не заставит вас задуматься: я не хочу это оставлять? «Очень вероятно. Знание того, что ты можешь, не означает, что ты будешь. Знание того, что вы могли бы остановить это, если бы вы действительно этого хотели, основано на том, что вы говорите: «Нет, завтра будет довольно хорошо, а на следующий день». Право выбирать смерть может позволить ему прожить дольше, считает он. , Он сделал BBC документальный фильм, Выбирая, чтобы Умереть Это произошло после того, как человек по имени Питер Смедли решил пойти в швейцарскую клинику Dignitas, чтобы получить помощь в совершении самоубийства.

«Честно говоря, мистер Смедли, вероятно, был бы с нами сейчас, если бы ему не пришлось ехать в Швейцарию, чтобы сделать это. И именно поэтому я ненавижу людей, которые пытаются помешать этому », - говорит он, искренне злая. «В Орегоне [где самоубийство с помощью законно] вам дают зелье. И часто люди, которые получают зелье, не используют его. Они умирают с этим еще в кабинете. Им было так весело, внуки будут приходить в гости и все в таком роде, и вдруг, когда они не подумают об этом, смерть пришла и забрала их ».

В этот момент я смущаюсь, спрашивая человека о его собственной, предположительно относительно неизбежной смерти и смене темы. «Вы слишком хороши, чтобы быть журналистом», - говорит мне Пратчетт. «Не беспокойтесь о том, что вас угнетает. Мне иногда нравятся депрессивные вещи ». Но Смерть, как и то, с чем сталкивается Пратчетт в не слишком отдаленном будущем реальной жизни, является обычным персонажем в книгах Discworld: дедушка, который любит кошек и карри и говорит на СЕПУЛЬЧРАЛЬНЫЕ МАЛЕНЬКИЕ КРЫШКИ. Он появляется во всех романах для взрослых на сегодняшний день, кроме самого последнего, «Нюхательного табака», и, как я заметил, он не появляется на 150 страницах «Подъема Стима», которые я видел. Интересно, он убил Смерть? «Вы не найдете его в новой книге», - говорит он, посмеиваясь, но выглядит немного неловко. «Это не преднамеренно, но я не хочу быть смертельным фетишистом».

Читайте: последний роман Пратчетта о Мире Дискуссии, Пастушья Корона, обзор: «Великолепная отправка»

Читайте: 50 лучших цитат Терри Пратчетта

Похожие

Мужские костюмы для интервью
Шаттерсток Выход на первое собеседование может вызвать стресс. Одежда, которую вы носите на собеседовании, не должна быть. Для парней есть только одна подходящая вещь: костюм. Есть разница между покупкой первого костюма для интервью и целого гардероба костюмов, как только работа началась. Думайте о первом костюме как о трамплине, дающем владельцу необходимый вид, чтобы сиять в интервью, не производя
Что мужчины должны носить на собеседования
Если вы хотите произвести правильное впечатление (и получить работу), вы должны одеть часть. Да, у мужчин есть правильный способ одеться на собеседовании. Мужчинам легко понять, что надеть на собеседование , право? Просто надень костюм и галстук, и все готово. На самом деле, нет. Если
«Иногда меня пугает тот факт, что люди говорят:« Какой смысл идти в космос?
Почему мы тратим так много денег?
«Мой папа - у тебя есть папа, у него был сарай?
«Вы, когда были молоды, читали много книг, не так ли?
A - »он делает паузу и тщательно выбирает следующее слово -« ---- нагрузка, я полагаю?
Я спросил: это скучно?
«Вы знаете, у меня есть PCA?
Разве тот факт, что вы сможете наслаждаться этим, не заставит вас задуматься: я не хочу это оставлять?
Интересно, он убил Смерть?
Мужчинам легко понять, что надеть на собеседование , право?